2024 (21), №2

Благо в системе базовых морально-этических и экономических понятий

Для цитирования:

Дятел, Е. П. (2024). Благо в системе базовых морально-этических и экономических понятий. AlterEconomics, 21(2), 413–430. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2024.21-2.13

Аннотация:

Благо было и остается непреходящим предметом человеческих желаний и в этом своем качестве составляет базовую категорию обществознания. Вплоть до промышленной революции и возникновения на ее основе развитой рыночной системы хозяйства, благо и его производные — благополучие, благодеяние и др. — рассматривались, в первую очередь, как морально-этические понятия, имеющие отношение к нормативной экономике. Акцент на материальной составляющей блага как ограниченного производственного ресурса и предмета потребления, а также форм собственности на исторически сложившиеся условия и факторы человеческой жизнедеятельности — заслуга классической политической экономии и неоклассики. Целью статьи является исследование двуединой природы блага как морально-этической и экономической категории; рассмотрение путей и способов ее институционализации в нормативной экономике и рыночной системе хозяйства. Объектом исследования выступают морально-этические характеристики блага, которые излагаются в соответствии с получившей мировую известность книгой Дж. Ролза «Теория справедливости», оставшейся малозамеченной в публикациях российских экономистов. Экономическое благо характеризуется с позиций позитивной экономической теории. Теоретико-методологическую базу исследования составляет концептуальный каркас экономической науки, сформированный с учетом современных достижений смежных отраслей обществознания (философии, социологии, правового регулирования хозяйственной деятельности). Применяются методы критической оценки и реинтерпретации первоисточников, исторических фактов и экономико-статистических данных. Основной вывод, полученный в результате проведенного исследования, состоит в том, что благо, рассмотренное в качестве морально-этической и экономической категории, выражает диалектику взаимосвязи естественно возникших условий и исторически сформировавшихся факторов общественной жизнедеятельности. Всеобщим условием является природа, или Земля (Land); особенным — технологические и морально-нравственные принципы и правила человеческого поведения; единичные условия специфицируются в форме ограниченных ресурсов (факторов), использование которых определяет общественный характер производства, обмена и потребления экономических услуг.

Скачать статью в формате PDF
Скачано: 19, размер: 463.2 KB

Дятел Евгений Петрович — доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономической теории, Институт экономики УрО РАН; https://orcid.org/0000-0002-4383-8060 (Российская Федерация, 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29; e-mail: dyatel1942@mail.ru).

Барыбина, А. З. (2022). Цифровые платформы метавселенных как цифровой двойник.
Искусственные общества, 17 (4). https://doi.org/10.18254/S207751800022959-3

Больцано, Б. (2003). Учение о науке (Наукоучение). Избранное. Санкт-Петербург: Наука, 519.

Дятел, Е. П. (2018). Обоснование диалектики экономического развития в «Капитале» Карла Маркса. Экономика региона, 14 (3), 711−724. https://doi.org/10.17059/2018-3-3

Дятел, Е. П. (2022). Где проходит передний край экономической науки? Управленец, 13 (3), 57–66. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2022-13-3-5

Дятел, Е. П. (2023). «Концептуальный каркас» экономической теории: история, потенциал, перспективы использования. AlterEconomics, 20 (3), 527−547. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2023.20-3.3

Левин, Г. Д. (2005). Проблема универсалий. Современный взгляд. Москва: КАНОН+, 224.

Ленин, В. И. (1973). Три источника и три составные части марксизма. Полн. Собр. Соч. Т. 23. 5-е. изд. (с. 40−48.) Москва: Гос. изд-во полит. лит.

Маркс, К. (1960). Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Книга I. Сочинения. Т. 23
(с. 5–907). Москва: Государственное издательство политической литературы.

Маркс, К., Энгельс, Ф. (1955). Немецкая идеология. Сочинения. Т. 3 (с. 7–544). Москва: Государственное издательство политической литературы.

Мах, Э. (2003). Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 456.

Неретина, С. С., Огурцов, А. П. (2006). Пути к универсалиям. Санкт-Петербург: РХГА, 999.

Нуреев, Р. М. (2011). Курс микроэкономики. 3-е изд. Москва: НОРМА, ИНФРА-М, 561.

Ролз, Дж. (1995). Теория справедливости. Пер. с англ. Науч. ред. и предисл. В. В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 536.

Рубинштейн, А. Я. (2008). К теории рынков «опекаемых благ» (научный доклад). Москва: Институт экономики РАН, 63.

Сорокин, Т. А. (2010). Благо как экономическая категория в современной экономике. Вестник СГСЭУ, (3(32)), 24−26.

Хелмедаг, Ф. (2003). Справедливая заработная плата. Известия Уральского государственного экономического университета, (7), 21−31.

Цицерон, М. Т. (1994). Эстетика: трактаты, речи, письма. Москва: Искусство, 543.

Эйнхорн, Е. (2022). Избранный выжить. Москва: Рипол Классик, 480.

Abou, S. (1995). La république jésuite des Guaranís (1609–1768) et son héritage. Paris: Librairie Académique Perrin [etc.], 160.

Arrow, K. J. (1973). Some Ordinalist-Utilitarian Notes on Rawl’s Theory of Justice. The Journal of Philosophy, 70 (9), 245−263. https://doi.org/10.2307/2025006

Bloom, A. (1975). Justice: John Rawls Vs. The Tradition of Political Philosophy. American Political Science Review, 69 (2), 648−662. https://doi.org/10.2307/1959094

Bloom, A. (1991). Giants and Dwarfs: Essays 1960–1990 (pp. 315–415). New York: Simon & Schuster.

Harsanyi, J. C. (1975). Can the Maximin Principle Serve as a Basis for Morality? A Critique of John Rawls’s Theory. American Political Science Review, 69 (2), 594–606. https://doi.org/10.2307/1959090

Helmedag, F. (2003). Faire Löhne: Normen und Fakten. Perspektiven der Wirtschaftspolitik, 4 (1), 17−28. https://doi.org/10.1111/1468-2516.t01-1-00003

Helmedag, F. (2019). Marx and Keynes: From Exploitation to Employment. European Journal of Economics and Economic Policies: Intervention, 16 (2), 260−271. https://doi.org/10.4337/ejeep.2019.0048

Jeffrey, D. L. (1996). People of the Book: Christian Identity and Literary Culture. Grand Rapids: Eerdmans, 396.

Jevons, W. S. (1924). The Theory of Political Economy. London: Macmillan, 339.

Mills, C. W. (2017). Black Rights/White Wrongs: The Critique of Racial Liberalism. New York: Oxford University Press, 304.

Nozick, R. (1993). Anarchy, State, and Utopia (pp. 183–231). Oxford: Blackwell Publishers.

Samuelson, P. A. (1969). The Pure Theory of Public Expenditures and Taxation. In J. Margolis and
H. Guitton (Eds.), Public Economics.

Schultz, B. (2023). Henry Sidgwick. The Stanford Encyclopedia of Philosophy. In Edward N. Zalta, Uri Nodelman (Eds.). https://plato.stanford.edu/archives/win2023/entries/sidgwick/ (Date of access: 25.01.2024).

Sen, A. (2009). Rawls and Beyond. The Idea of Justice (pp. 52−74). New York: Belknap Press (Harvard University Press).

Shmanske, S. (1991). Public Goods, Mixed Goods, and Monopolistic Competition. College Station: Texas A&M University Press, 225.

Stiegler, B. (1998). Technics and Time, 1: The Fault of Epimetheus. Stanford: Stanford University Press, 316.

von Delhaes, K. (1993). Organising the Supply of Public Goods in the Transition Process. Communist Economies and Economic Transformation, 5 (1), 87−101. https://doi.org/10.1080/14631379308427746