2021 (18), №4

Комплементарные экономические институты и идеологии: есть ли связь?

DOI:

https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-4.2

Для цитирования:

Волынский А. И. Комплементарные экономические институты и идеологии: есть ли связь? // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 4. С. 497-511. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-4.2

Аннотация:

С момента выхода в 1904 году книги Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» в мир общественных наук прочно вошел тезис автора о положительной взаимосвязи между протестантизмом и капитализмом. Несмотря на многочисленные исследования, авторы которых оспаривают достоверность выводов М. Вебера, его идея сохраняет свою привлекательность. Интересен пример Дугласа Норта. Он указал на интенциональный характер природы рождения институтов. Институты для него есть попытка упорядочить непредсказуемость мира через развитие стабильных форм взаимодействий. Но какими будут эти формы — вопрос зависит не только от климатических, демографических, технологических и прочих переменных материального мира, но и от этических установок людей.
В своем исследовании мы отталкиваемся, с одной стороны, от предположения о связи между институтами и идеологиями в широком смысле значения термина, с другой стороны — от концепции комплементарных институтов. Последняя предполагает наличие в институциональной среде двух и более взаимодополняющих институтов. Определяя структуру контрактных отношений между агентами в отношении одноплановых задач, комплементарные институты предполагают наличие различных систем стимулов и принципов реализации обязательств. Но как институциональная комплементарность согласуется с идеологиями, доминирующими в обществе? Допускают ли идеологии сосуществование комплементарных институтов? На двух сюжетах из истории Китая мы покажем, что институциональная комплементарность возможна лишь в случае допущения носителями доминирующей идеологии гибкости в трактовках идеологических установок и, вероятно, существования комплементарных идеологий. Первый пример — популярность даосизма как комплементарной идеологии конфуцианства в среде купечества в цинском Китае. Конфуцианство не могло создать необходимых этических стимулов для тех, кто занимался торговлей. Этическую пустоту восполнял даосизм со своими магическими практиками. Второй эпизод связан с эпохой династии Хань и спором о границах влияния государства на экономику между представителями разных философских школ той эпохи. В обоих примерах комплементарная идеология создавала необходимые стимулы к созданию комплементарных институтов.

Скачать статью в формате PDF
Скачано: 56, размер: 428.8 KB

Волынский Андрей Игоревич — научный сотрудник, Институт экономики РАН; http://orcid.org/0000–0002–6786–8870 (Российская Федерация, 117218, Москва, Нахимовский проспект, 32; e-mail: ava3003@hotmail.com).

Арсланов В. В. Религия как независимая переменная. Эконометрические исследования Реформации // Вопросы теоретической экономики. 2020. № 4(9). С. 49–70.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ., 4-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994. 720 с.

Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Том I. Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейского мира-экономики в XVI веке / предисл. Г. М. Дерлугьяна, пер. с англ., литер. редакт., комм. Н. Проценко, А. Черняева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. 552 c.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм: пер. с нем. и предисл. О. В. Кильдюшова. СПб.: Владимир Даль, 2017. 446 с.

Грейф А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли: пер. с англ. И. Кушнаревой; вступит. ст. М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 536 с.

Кембриджская экономическая история Европы Нового и Новейшего времени / под ред. Стивена Бродберри и Кевина О’Рурка. Том 1: 1700–1870. М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. 464 с.

Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. Издание 3-е, переработанное, расширенное и иллюстрированное. СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с.

Кирдина С. Г., Кузнецова А. В., Сенько О. В. Климат и институциональные матрицы: межстрановой анализ // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 3–13.

Кирдина-Чэндлер С. Г., Круглова М. С. «Общество», «государство» и институциональные матрицы: опыт междисциплинарного мезоанализа // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 15–26. DOI: 10.31857/S013216250007101–4.

Книга правителя области Шан: (Шан Цзюнь Шу). Изд. 2-е, доп. с вступ. ст.. коммент., послесл. Л. С. Переломова. М.: Ладомир. 1993. 392 с.

Кожин П. М. Китайский буддизм // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия. Гл. ред. M. JI. Титаренко; ред. M. JI. Титаренко и др. М.: Вост. лит., 2007. 869 с. С. 260–268.

Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»): пер. с кит. и коммент. А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, Л. С. Переломова, П. С. Попова при участии В. М. Майорова; вступит. сл. Л. С. Переломова; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2004. 431 с.

Коровин Г. Б., Крохина Е. А. Комплементарные институты финансирования региональной экономики // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21, № 4. С. 30–39. DOI: https://doi.org/10.26794/2587–5671–2017–21–4-30–39.

Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма: пер. с фр. С. Рындина. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 430 с.

Масперо А. Даосизм: пер. с фр. В. Ю. Быстрова / под ред. С. В. Пахомова. СПб.: Наука, 2007. 294 с.

Майоров В. М. Хроника политических событий // История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 томах. Т. II. Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н. э. — III в н. э.) / отв. ред. Л. С. Переломов; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Наука — Вост. лит., 2016. 687 с. С. 239–257.

Мокир Дж. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономической прогресс. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 504 с.

Норт Д. Понимание процесса экономических изменений: пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 256 с.

Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества: пер. с англ. Д. Узланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. 480 с.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 94–122.

Пирсон К. Просто собственность: ее история на латинском Западе: в 2 т. Т. 1: Богатство, добродетель и право. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 520 с.

Пэй Чанхун. Экономическая мысль // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Вост. лит., 2006–2010. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М. Л. Титаренко и др. 2009. C. 576–585.

Роббинс Л. История экономической мысли. Лекции в Лондонской школе экономики: пер. с англ. Н. В. Автономовой под ред. В. С. Автономова. М.: Изд. Института Гайдара, 2013. 493 с.

Саид Э. Ориентализм. М.: Русский Мiръ, 2006. 636 с.

Студенцов В. Б. Перечитывая «Протестантскую этику» Макса Вебера: вопросы, сомнения, возражения // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 1. С. 130–143.

Сушенцова М. С., Мирошниченко М. А., Лымарь Ф. А. Марксизм и либерализм о справедливости: философское обоснование и экономическая интерпретация // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18, № 1. С. 116–126. DOI: https://doi.org/10.31063/2073–6517/2021.18–1.8.

Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV: пер. с китайского, предисл. и коммент. Р. В. Вяткина. М.: Изд-во «Наука», 1986. 453 с.

Тамбовцев В. Л. Методология эмпирического анализа неформальных институтов // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020. Т. 12, № 3. С. 6–23.

Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т. 1. Пер. с китайского, коммент. и прил. Ю Л. Кроля. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 407 с.

Шумпетер Й. Наука и идеология // Философия экономики. Антология: пер. с англ./ Под ред. ДХаусманаМ.: ИздИнститута Гайдара. 2012. С. 247264.

Acemoglu D., Robinson J. Why nations fail: the origins of power, prosperity, and poverty. New York: Crown Publishers. 2012. 571 p.

Acemoglu D., Robinson J. Non-Modernization: Power-Culture Trajectories and the Dynamics of Political Institutions // NBER Working Paper. 2021. No. 29007.

Akerlof G., Kranton R. Economics and Identity // Quarterly Journal of Economics. 2000. Vol. 115, No. 3. P. 715–753.

Amable B. Institutional complementarities in the dynamic comparative analysis of capitalism // Journal of Institutional Economics. 2016. Vol. 12(1). P. 79–103. DOI:10.1017/S1744137415000211.

Aoki M. Towards a comparative institutional analysis: motivations and some tentative theorizing // Japanese Economic Review. 1996. Vol. 47, No. 1. P. 1–19.

Aoki M. Toward a Comparative Institutional Analysis. Cambridge: MIT Press, 2001. 468 p.

Bo Stråth. Ideology and Conceptual History // The Oxford Handbook of Political Ideologies. In Michael Freeden and Marc Stears (Eds.). Oxford: Oxford University Press. 2013. P. 17–37.

Chen Jie. A Middle Class without Democracy: Economic Growth and the Prospects for Democratization in China. New York: Oxford University Press. 2013. 210 p.

Cranston Maurice. Ideology. Britanica. URL: https://www.britannica.com/topic/ideology-society/The-philosophical-context (дата обращения: 15.08.2021).

Freeden M. The Morphological Analysis of Ideology // The Oxford Handbook of Political Ideologies. In Freeden M., Sargent L.T., Stears M. (Eds.). Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 115–137.

Gagliardi F. A Bibliometric Analysis of the Literature on Institutional Complementarities // EAEPE Annual Conference. 2013.

Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, 2001. 596 p.

Hu Xiang Ming, Yang Xiao Ming. The Characteristics of the Typical Pattern of Jin-merchant Culture and Its Use in Traditional Decorative Design // Asian Social Science. 2020. Vol. 16, No. 6. P. 34–36.

Huang Hua-Lun, Wang John Zheng. From Religious Cult to Criminal Gang: The Evolution of Chinese Triads (Part 1) // Journal of Gang Research. 2002. Vol. 9, No. 4. P. 25–32.

Hunt L. Politics, Culture, and Class in the French Revolution. Berkeley: University of California Press. 1984. 251 p.

Inglehart R., Welzel C. Modernization, cultural change, and democracy: the human development sequence. Cambridge, UK; New York, 2005. 333 p.

Jianhui Fengj. A study of escaping trade and embracing Confucianism of Huizhou merchant during Ming and Qing dynasty Focusing on the Zheng family of Changling Shexian // Journal of Huangshan University. 2008. No. 4 P. 19–26.

Kwan Man Bun. The Salt Merchants of Tianjin: State-Making and Civil Society in Late Imperial China. Honolulu: University of Hawai’i Press. 2001. 256 p.

Laclau E. Deconstruction, pragmatism, hegemony // Deconstruction and Pragmatism / In C. Mouffe (Eds.). London: Routledge. 1996. P. 47–68.

Mokyr J. A Culture of Growth: The Origins of the Modern Economy. Princeton: Princeton University Press, 2017. 403 p.

Mullins W. On the Concept of Ideology in Political Science // American Political Science Review. 1972. Vol. 66, No. 2. P. 498–510. DOI:10.2307/1957794.

Pomeranz КThe great divergence: China, Europe and the making of the modern world economy. Princeton, N. J.: Princeton University Press. 2000. 392 p.

Turner B. Ideology and Post-structuralism after Bernard Stiegler // Journal of Political Ideologies. 2017. Vol. 22(1). P. 92–110. DOI: 10.1080/13569317.2016.1253135.

Weber M. Die protestantische Ethik und der „Geist“ des Kapitalismus // Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. No. 20(1). 1904. P. 1–54.

Wright J. Do Authoritarian Institutions Constrain? How Legislatures Affect Economic Growth and Investment // American Journal of Political Science. 2008. Vol. 52. No. 2. P. 322–343.

Wu G. Zheng Guanying: Merchant Reformer of Late Qing China and His Influence on Economics, Politics, and Society. Amherst, NY: Cambria Press. 2010. 304 p.

Zhang Yichi. From ‘Arcadia of the literati’ to ‘extravagant enclosure’: the Tianjin salt merchant gardens of the Qing Dynasty // Landscape Research. 2020. Vol. 45, No. 7. P. 789–801.

Zhu J. S., Nyland C. Chinese employer associations, institutional complementarity and countervailing power // Work, Employment and Society. 2017. Vol. 31, No. 2. P. 284–301. DOI:10.1177/0950017016643480.