DOI:
10.31063/2073-6517/2019.16-2.7
Для цитирования:
Сухарев О. С. Расширение позиций нового институционализма в контексте теоремы Коуза // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — № 2. — С. 249-261
Аннотация:
В новой институциональной экономической теории существуют различные подходы к определению, калькуляции трансакционных издержек и использованию их в анализе сделок, различных моделей поведения агентов, в исследовании институциональных изменений и т. д. Возникновение фирмы, проблема прояснения ее природы также раскрывались посредством наличия трансакционных издержек, которые в ситуации равенства нулю предопределили фабулу так называемой теоремы Коуза, сводящейся к тому, что при спецификации права собственности с исключением эффекта дохода структура производства не изменится. Однако в действительности трансакционные издержки не равны нулю, так как институты понуждают агентов искать решение не только через сделку, но и посредством судебных и иных решений. Это обстоятельство заставляет дать формулировку теоремы для случаев, когда трансакционные издержки не равны нулю, и скорректировать ряд примеров, иллюстрирующих случаи равенства нулю этих издержек, при том что разные права агентов специфицированы по-разному. Структура производства в известной задаче «скотовод — земледелец» представляется шире, нежели при сведении проблемы к внешнему эффекту, причем условием, чтобы она не изменялась, должно быть равенство темпа роста дохода скотовода и земледельца. Динамические ограничения в статической форме теоремы Коуза не учитываются, что приводит к необходимости дать формулировку теоремы применительно к случаям, когда трансакционные издержки не равны нулю, а права собственности определены точно или неточно. В первом случае издержки относительно стабильны, во втором — могут возрастать. Кроме того, обновление теоремы Коуза должно коснуться права собственности актива, определяющего производство. Если оно изменяется, то и структура производства не сможет не измениться, даже если трансакционные издержки равны нулю. Изменение права собственности, затрагивающее неглавный (неопределяющий) актив, действительно не повлияет на структуру производства (и ценность производства), что и отвечает исходной формулировке теоремы. Таким образом, на теоретико-аналитическом уровне анализа получены условия соблюдения теоремы Коуза и условия, раздвигающие диапазон ее применения. Для каждого агента наверняка будет свой закон изменения трансакционных издержек, при том, что внешние эффекты связаны с несовершенством и асимметрией информации и не могут быть ликвидированы только за счет налаживания взаимодействия между агентами. Потребуется объединение подходов Р. Коуза и А. Пигу.
Сухарев Олег Сергеевич — доктор экономических наук, профессор; главный научный сотрудник, Институт экономики РАН (Москва, Российская Федерация; e-mail: o_sukharev@list.ru)