DOI:
10.31063/2073-6517/2018.15-3.5
Для цитирования:
Аннотация:
В данной статье рассматриваются философские основания экономической теории счастья, предполагается взаимосвязь существующих философских взглядов на категорию «счастье» и фундаментальных принципов, лежащих в основе нового направления исследований в экономической науке — экономики счастья. Сравнение и интерпретация различных философских концепций позволяют дать определение «счастья» с этической точки зрения и сформулировать объект изучения экономики счастья как удовлетворенность жизнью в целом. Исследование сущности категории «счастье» как характеристики человеческого бытия выявляет его дуализм в отношениях «материальное и духовное», «объективное и субъективное». Первый аспект обозначенной двойственной природы обнаруживает предмет экономики счастья как набор факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью в целом и подразделяющихся на экономические и неэкономические. Второй аспект проявляется в активности самого человека и автономности счастья от жизненных обстоятельств, отраженной в результатах психологических исследований эффекта адаптации. Каждое из трех этических направлений, изучающих счастье, имеет особое значение в формировании философских оснований экономики счастья. Так, гедонизм, интерпретируя счастье как результат, позволяет использовать в социологических опросах показатель «субъективное благополучие», эвдемонизм же, в свою очередь, дает обоснование теориям информированного желания и самодетерминации. Признание утилитаристами ментальных удовольствий выше телесных приводит к использованию экономикой счастья ординалистского подхода к градации предпочтений. Отличия в толковании понятия «счастье» в национальных традициях свидетельствуют о необходимости учитывать культурные характеристики при сравнении удовлетворенности жизнью в различных странах. Результаты проведенного философско-этического анализа определяют ориентиры для исследований в области экономики счастья.
Старикова Анна Андреевна — аспирант экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва, Российская Федерация; e-mail: anna.starikova.anya@gmail.com).
1. Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1–43. — М.: Элькор-МК, 2002. — 560 с.
2. Ан С. А., Ворсина О. А., Песчанская Е. В. Многозначность понятия «счастье» в китайской философии культуры // Вестник культуры и искусств. — 2012. — № 4 (32). — С. 66–70.
3. Антипина О. Н. Экономическая теория счастья как направление научных исследований // Вопросы экономики. — 2012. — № 2. — C. 94–107.
4. Антипина О. Н. Экономика, культура и счастье: есть ли взаимосвязь? // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — Т. 61. — № 7. — С. 35–44.
5. Аристотель. Никомахова этика. — М.: Мысль, 1983. — 830 с. — С. 53–293.
6. Бочко В. С. Теория экономического счастья: необходимость формирования и направления поиска // Журнал экономической теории. — 2012. — № 4. — С. 7–18.
7. Гегель Г. Ф. В. Феноменология духа. — М.: Наука, 2000. — 495 с.
8. Деменев А. Г. Эвдемонистические и гедонистические теории в современных исследованиях счастья // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. — 2016. — № 4 (22). — С. 15–23.
9. Изотова Н. Н. Концепт «счастье» в религиозном и философском дискурсе: репрезентация буддийских ценностей в японском национальном сознании // Вестник МГИМО Университета. — 2012. — № 2. — С. 213–219.
10. Каштанова О. В. Счастье как философская категория в работах античных философов // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 17. — № 3. — С. 308–313.
11. Кошелева О. Е. Ракурсы «щастья» в России XVII–XVIII веков // Индивидуальное и уникальное в истории. — М.: ОГИ, 2002. — Вып. 4. — C. 108–117. URL: http://ec-dejavu.ru/h/Happiness_Russia.html (дата обращения: 02.04.2018).
12. Ламетри Ж. О. Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье. — М.: Мысль, 1983. — 509 с. — С. 241–295.
13. Лапухина М. В. Национальное своеобразие и сущность феномена счастья в русской философии XIX века // Аналитика культурологи. — 2006. — № 1(5). URL: http://mary1982.narod.ru/lapuhina.htm (дата обращения: 02.04.2018).
14. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. — М.: Мысль, 1985. — 621 с.
15. Сушенцова М. С. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля: от добродетели к рациональности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. — 2017. — Т. 33. — № 1. — С. 17–35.
16. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. — М.: Прогресс, 1981. — 365 с.
17. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. — М.: АСТ МОСКВА, 2006. — 571 с.
18. Diener E., Lucas R. E., Scollon C. N. Beyond the Hedonic Treadmill. Revising the Adaptation Theory of Well-Being // American Psychologist. — 2006. — Vol. 61. — No. 4. — P. 305–314.
19. Griffin J. Well-being: Its Meaning, Measurement and Moral Importance. — Oxford: Clarendon Press, 1986. — 424 p.
20. Gunatilaka R., Knight J. Great Expectations? The Subjective Well-being of Rural-Urban Migrants in China // World Development. — 2010. — Vol. 38. — No. 1. — P. 113–124.
21. Levinson A. Happiness, behavioral economics, and public policy // NBER Working paper. — 2013. — No. 19329. — P. 1–22 [Electronic resource]. URL: http://faculty.georgetown.edu/aml6/pdfs&zips/HappinessPolicy.pdf (дата обращения: 02.04.2018).
22. Ryan R. M., Huta V., Deci E. L. Living Well: A Self-Determination Theory Perspective on Eudaimonia // The Exploration of Happiness, Happiness Studies Book Series /ed. by A. Delle Fave. — Springer Science + Business Media Dordrecht, 2013. — P. 117–139.
23. Sherman N. Ancient Conceptions of Happiness // Philosophy and Phenomenological Research. — 1995. — Vol. 55. — No. 4. — P. 913–919.
24. Waterman A. S., Schwartz S. J., Conti R. The Implications Of Two Conceptions of Happiness (Hedonic Enjoyment And Eudaimonia) For The Understanding Of Intrinsic Motivation // Journal of Happiness Studies. — 2008. — Vol. 9. — No. 1. — Р. 41–39.